Станут ли СРО открытыми в информационном плане

12.03.2015

Саморегулирование давно перешло в статус общероссийской практики во многих областях российской экономики. Для таких сфер, как строительство, аудиторская деятельность, проектирование и многие другие допуск в СРО является обязательным условием. Ряд отраслей предусматривает добровольное членство в саморегулируемых организациях.

В настоящее время на территории Поволжского Федерального округа успешно функционируют 57 различных СРО, из них 9 относятся к Самарской области. При этом 5 из них являются строительными, 3 - проектировочными и одна регулирует деятельность инженерно-изыскательных организаций.

В тоже время в последние годы все чаще поднимается проблема обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемых организаций. Дело в том, что идеальная в теории модель свободных экономических союзов на практике столкнулась с множеством сложностей. Закрепленная документально свобода от государственного контроля вылилась в злоупотребления со стороны местных управляющих органов, в то время как дополнительный уровень финансовых гарантий для заказчиков так и не был достигнут.

По этим и другим причинам недовольство, которое стали проявлять как власти, так и участники СРО, начало угрожать всей созданной и так или иначе работающей системе. Но и вернуть контроль над деятельностью союзов в руки государства не представлялось возможным, потому что такое неизбежно было бы расценено как отказ от провозглашенных ранее либерально-экономических принципов.

Ответ пришел оттуда, откуда было вполне естественно - если предприниматели в состоянии обеспечить прозрачность своей деятельности путем расширения информационной доступности, то почему бы и в данной ситуации не пойти тем же путем?

Здесь стоит подробнее остановиться на том, какие принципы из законодательной базы контролируют открытость деятельности СРО. Основной в сфере саморегулирования нормативный акт ФЗ-315 в ряде статей четко предписывает соблюдение членами организаций принципов информационной открытости на любом этапе своей деятельности, в частности, указывает на необходимость публично озвучивать состав своих участников. Одновременно с этим 55.17 статья Градостроительного кодекса говорит о том, что строительные, инженерные и проектировочные СРО обязаны добавлять сведения о своих членах в открытый для публичного осведомления реестр.

Последующие законодательные акты уточнили еще несколько моментов, связанных с информационной открытостью СРО. Например, обозначили необходимость последних иметь собственный интернет-сайт с наименованием, прописанном в составе доменного имени. И именно этот ресурс и должен брать на себя функционал определенного "информационного окна" между свободным рынком и государством.

В то же время саморегулируемые организации, не желающие соблюдать эти инициативы, рискуют получить уведомление о наложенном штрафе или исключении из федерального реестра СРО, что фактически означает закрытие. Заниматься же надзором за их соблюдением поручено так называемым Национальным объединениям, созданным в последние месяцы

Но, как известно, в нашей стране очень часто нарушаются даже четко зафиксированные и тщательно контролируемые параграфы. В частности, несоблюдение принципа информационной открытости является наиболее распространенным злоупотреблением со стороны современных СРО.

Несмотря на то, что работа ведется достаточно активно, современное состояние вопроса все же очень далеко от идеального. Например, больше чем 80 процентов существующих в стране СРО к началу 2015 года создали или модернизировали свои электронные ресурсы, но менее половины из них отвечает всем требованиям актуальной законодательной нормы.

В тоже время, важнейшим фактором, мешающим навести порядок в системе СРО, эксперты называют несовершенство нормативно-законодательной базы, отсутствие закрепленных технологических норм и единых толкований. При этом немалый оптимизм внушает тот факт, что и сами участники СРО неоднократно выступали с многочисленными предложениями по урегулированию вопроса о контроле над деятельностью организаций.

К таких инициативам, в частности, относится предложение Совета по саморегулированию СТП РФ, касающееся необходимости уточнить ряд терминологических формулировок в составе законодательной базы и определить единый формат публикации электронных документов. По мнению членов Совета и участников, выдвинувших конструктивные предложения, подобные меры помогут устранить ряд нарушений и ошибочных трактовок предписаний.

Позитивным моментом в данной истории выступают многочисленные инициативы представителей бизнеса, связанные с доработкой федеральных законов, регулирующих требования к информационной открытости СРО и контроль за их соблюдением.

Практика показывает, что большинство представителей саморегулируемых организаций на сегодняшний день проявляют намерение участвовать в законотворчестве по своему профилю деятельности и самостоятельно регулировать существующий порядок в сторону налаживания адекватного взаимодействия СРО с контролирующими органами. Ярким свидетельством этого тезиса стало недавнее составление "Хартии информационной открытости профессионалов и предпринимателей" на второй международной конференции, посвященной вопросам практического саморегулирования.

По мнению экспертов, вопрос налаживания взаимоотношений с проверяющими инстанциями путем увеличения информационной доступности СРО - это дело чести, и именно его решение как нельзя лучше укажет на то, готовы ли современный российский бизнес к самостоятельной честной и эффективной деятельности, либо он по-прежнему нуждается в наличии безусловного контроля.

Статистика
Всего тендеров: 617 588
На сумму: 112 млрд. руб.
Участников: 50 205