Принятый Правительством области проект бюджета позволит полностью выполнить все социальные обязательства и одновременно обеспечить дальнейшее динамичное развитие губернии

Принятый Правительством области проект бюджета позволит полностью выполнить все социальные обязательства и одновременно обеспечить дальнейшее динамичное развитие губернии


Вторая часть состоявшегося сегодня под председательством  Губернатора – Председателя Правительства Самарской области Владимира Артякова очередного заседания Правительства Самарской области, посвящена определению макроэкономических параметров развития региона на ближайшую перспективу. Члены кабинета министров заслушали информацию об итогах социально-экономического развития Самарской области за январь – август 2011 года и ожидаемых итогах развития за 2011 год, прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов и одобрили проект закона «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014  годо».

Предваряя выступление министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Владислава Капустина, Губернатор Самарской области Владимир Артяков отметил: «Предпринятые антикризисные меры поддержки – как на федеральном, так и на региональном уровне – позволили нашей губернии сохранить свой потенциал и восстановить положительную динамику развития. Мы имеем все возможности для принятия бюджета, который позволит полностью выполнить все социальные обязательства и одновременно обеспечить дальнейшее динамичное развитие губернии».

По словам министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Владислава Капустина, в 2011 году в Самарской области продолжилась динамика устойчивого посткризисного восстановления уровня производства, инвестиций и занятости.

Прирост валового регионального продукта за год составит 6,3%, что полностью укладывается в рамки прошлогоднего прогноза и выше темпа роста российской экономики – 104,1%. За этот год Самарская область существенно улучшила по сравнению с прошлым годом свои рейтинговые позиции среди регионов ПФО. По отдельным индикаторам регион близок к докризисному уровню. По валовому региональному продукту имеются все возможности достичь его в 2012 году.

Рост промышленности – наиболее значимой отрасли в производстве ВРП - в большей степени обеспечивается за счет обрабатывающего сектора. Наибольший вклад здесь вносят производство транспортных средств и химическое производство. Добывающий сектор также продемонстрировал в этом году устойчивый прирост производства - 104,2%, чему способствовала, в том числе, реализация Соглашений о сотрудничестве между Правительством области и нефтедобывающими компаниями.

Весьма благоприятно складываются внешние ценовые условия для экспортоориентированных предприятий области. Растущие мировые цены на нефть и химические продукты позволяют в 2011 году увеличить экспорт самарской продукции более, чем на четверть, в том числе, по химии - в 2,2 раза. Несмотря на весьма значительный рост импорта, сальдо торгового баланса области остается положительным, доля экспорта в валовом выпуске региона составит более 16%.

Аграрный сектор. После двухлетнего падения производства отрасль набирает положительный тренд развития. Своевременная государственная поддержка, оказанная аграриям Самарской области в 2010 году, позволила в короткие сроки нивелировать последствия аномальной жары.

Более 80% сельхозорганизаций сработали рентабельно. Существенно возросли показатели поголовья сельскохозяйственных животных и урожайность зерновых культур.

Продолжает активно развиваться малый и средний бизнес. По итогам полугодия оборот этих предприятий увеличился почти на 10%. В этом году на поддержку предпринимательства предусмотрено 790 млн. рублей средств областного и федерального бюджетов.

Планируется предоставить 588 грантов на открытие собственного дела начинающим предпринимателям, в первую очередь, по проектам, связанным с реальным производством.

В 2011 году, как и в 2010 году, Самарская область по итогам специализированной федеральной выставки признана лучшим регионом в РФ по созданию условий для развития предпринимательства.

Как следствие позитивных тенденций развития основных секторов экономики - в текущем году улучшается ситуация в сфере занятости и на рынке труда области. Впервые за посткризисный период происходит рост численности работников предприятий. Количество зарегистрированных безработных с начала года снизилось в 1,5 раза. Принципиально важно, что количество вакансий превышает число безработных.

Уровень оплаты труда в регионе продолжает демонстрировать уверенный рост. Среднемесячная номинальная заработная плата достигла 17,9 тыс. рублей, увеличившись в реальном выражении на 3,4%. При этом темпы роста реальной заработной платы в области выше, чем в целом по Российской Федерации (102,3%). В целом за 2011 год ее величина может составить 18,6 тыс. рублей, практически достигнув в реальном выражении докризисного уровня (99,5%).

Исключительно важно, что в области в течение года продолжалось последовательное снижение темпов инфляции. За январь-сентябрь цены на потребительские товары и услуги увеличились на 4,5%, что существенно меньше аналогичного значения 2010 года и меньше, чем в РФ в целом.

Весьма впечатляющим в этом году является рост финансовых показателей экономического развития региона. За семь месяцев объем прибыли организаций увеличился в 1,5 раза. Рентабельность продукции увеличилась и составила 12,8%. Это произошло за счет немногих, но базовых для экономики нашей области отраслей - производства транспортных средств (в 5 раз), строительства (в 3,2 раза), добычи топливно-энергетических ресурсов (в 1,3 раза) и химического производства (в 1,6 раза). Этот фактор, наряду с другими, повлиял на укрепление бюджетных позиций нашего региона - по сумме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета область переместилась со 2 на 1 место в ПФО, по доходам консолидированного бюджета на душу населения регион стабильно сохраняет 2 место.

Международные рейтинговые агентства в текущем году подтвердили кредитные рейтинги региона, и, более того, агентство Стандарт энд Пурс сменило прогноз по рейтингу Самарской области с «негативного» на «стабильный».

Одним из самых важных результатов этого года является закрепление позитивной динамики инвестиций в основной капитал и объема строительных работ – основы будущего экономического роста в регионе. Что особенно важно, это происходит в подавляющем большинстве видов экономической деятельности. Темпы роста инвестиций в Самарской области превышают средние показатели по России и ПФО.

Годовой объем инвестиций составит 173,8 млрд. рублей, что на 22,6% больше, чем в 2010 году.

В текущем году продолжилась реализация исключительно значимых для Самарской области проектов, в частности, особой экономической зоны в Ставропольском районе. Две компании уже получили статус резидента. Основная фаза строительства объектов инфраструктуры начнется в начале следующего года с целью обеспечить запуск производств первых резидентов весной 2013 года.

В 1,7 раза вырастет объем средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения. За год он составит 15,6 млрд. рублей. Так, до конца текущего года должны быть введены в эксплуатацию 32 спортивных объекта, 14 детских дошкольных учреждений, 26 коммунальных объектов, 12 км новых и 79 км отремонтированных дорог.

Значимым результатом социальной политики является заметное улучшение демографической ситуации. В этом году в регионе наблюдается рекордное снижение смертности, за 8 месяцев число умерших сократилось на 7,6%. Государственная поддержка семей с детьми, внедрение системы родовых сертификатов доказали свою значимость. За 8 месяцев текущего года родилось 24 тыс.детей. В области растет количество семей с двумя детьми, а также многодетных семей. В системе дошкольного образования за счет средств областного бюджета создается более 5000 новых мест.

Прогноз социально-экономического развития региона на 2012-2014 годы разработан в 2-х вариантах. Первый вариант – консервативный, который предполагает умеренные темпы роста базовых секторов экономики, невысокий инвестиционный и потребительский спрос.

Второй вариант – умеренно-оптимистичный – это базовый вариант. Наша задача при реализации социально-экономической политики – это достижение основных индикаторов именно этого варианта. Он предполагает улучшение инвестиционного климата, реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов и программ, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, более значимое улучшение уровня и качества жизни населения, повышение результативности деятельности созданных институтов развития.

Прогнозируется, что в следующем году по основным макроэкономическим показателям кризисный рубеж будет полностью преодолен. За весь прогнозный период темп развития экономики области может составить 125% со среднегодовым темпом роста 107,8%, что существенно превышает темп развития российской экономики – 104,1%, а также темпы развития экономики области в докризисном периоде - в 2005-2008 годах регион развивался с годовым темпом менее 5% (104,9%).

Прогнозная динамика инфляции на потребительском рынке имеет целевой характер и принимается одинаковой по вариантам: в 2012 году на уровне - 106%, 2013 году – 105,5%, 2014 году – 105%.

Прогноз развития производства предусматривает, что основным источником промышленного роста должны стать активно развивающиеся и модернизирующиеся отрасли самарской промышленности: автомобильная, химическая, авиационно-космическая и металлургия.

Продолжится развитие транспортной инфраструктуры региона. В 2012 году планируется ввод в действие моста «Кировский», в 2013-2014 году - начало строительства моста «Фрунзенский», будет отремонтировано около 400 км дорог, построено и реконструировано – более 40 км дорог. Один из важнейших проектов на прогнозный период – строительство инфраструктуры для проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года.

В 2012-2014 годах суммарный объем капитальных вложений областного бюджета оценивается в размере 60,7 млрд. рублей. В ближайшие 3 года планируется:

капитальный ремонт 70% нуждающихся в ремонте зданий государственных учреждений здравоохранения и около 40% зданий муниципальных учреждений культуры,

ввод в эксплуатацию не менее 320 больничных коек, 3,5 тыс. мест в школах, 49 спортивных объектов;

увеличение коечной мощности стационарных учреждений социального обслуживания до 16 мест на 10 тыс. населения (сейчас – 15,8 мест).

Важной составляющей инвестиционной активности на территории области будет являться жилищное строительство и жилищная политика в целом. Ожидаемый ввод жилья по итогам года составляет 1326 тыс. кв. м. Прогнозируется увеличение ввода жилья до 1780 кв.м в 2014 году.

Основное внимание уделяется решению жилищных вопросов молодых семей, детей-сирот и ветеранов Великой Отечественной войны. Всего по итогам текущего года предусмотрено обеспечить жильем 1882 семьи.

На предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья выделено в 17 раз больше бюджетных средств, чем в прошлом году. Это позволяет оказать государственную поддержку 2171 семье.

Предстоящий период для развития сферы занятости населения области оценивается, в целом, как позитивный. Прогнозируется, что прирост численности занятых за весь среднесрочный период может составить от 2 до 4,5%. При этом ожидается рост материального благосостояния населения. К концу 2014 года реальные денежные доходы населения увеличатся почти на 15%.

Самым главным результатом социального развития будет преломление негативных демографических тенденций: со следующего года, впервые с середины 90-х годов, ожидается увеличение численности жителей области. В целом за прогнозируемый период численность населения региона может вырасти на 10 тысяч человек и достигнуть 3 млн. 224 тыс. человек.

«В целом в предстоящем трехлетии должен быть обеспечен не только компенсационный посткризисный рост экономики региона, но, самое главное, должны быть заложены инвестиционные основы динамичного экономического роста и повышения уровня и качества жизни населения Самарской области на долгосрочную перспективу», - подчеркнул министр.

О бюджетной политике Правительства Самарской области участникам заседания доложил министр управления финансами Самарской области Павел Иванов. Он отметил, что проект областного бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов сохраняет социальную направленность. Основу формирования бюджета составили стратегические приоритеты, сформулированные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, и основные направления бюджетной и налоговой политики Самарской области, обозначенные Губернатором Самарской области.

Прогноз поступления доходов в областной бюджет на 2012 год и на плановый период определен с учетом следующих факторов:

- фактических поступлений доходов в 2010 году и ожидаемых поступлений в 2011 году;

- показателей второго (умеренно-оптимистического) варианта прогноза социально-экономического развития на 2012-2014 годы;

- прогноза администраторов доходов областного бюджета.

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 2012 год запланированы на уровне 94 млн. рублей, что превышает плановые значения 2011 года на 10,2%.

Общий объем расходов на 2012 год запланирован в сумме 99 млн. рублей, что выше уровня утвержденного на 2011 год объема  расходов на 2 млн. рублей или на 2,1 %.

При определении объемов бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Самарской области в разрезе главных распорядителей средств областного бюджета учитывалось в первую очередь:

необходимость обеспечения исполнения в полном объеме публичных нормативных обязательств Самарской области и мер социальной поддержки населения, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы;

осуществление обязательного медицинского страхования неработающего населения Самарской области;

обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг государственными учреждениями и других расходов, носящих первоочередной характер;

предоставление наиболее важных видов межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям (дотации и субвенции).

Расходы капитального характера на 2012-2014 годы были проанализированы с точки зрения необходимости завершения уже начатых объектов строительства, с учетом сроков ввода, степени готовности, экономической и социальной эффективности.

61% всех расходов областного бюджета в 2012 году придётся на социальные сферы: «Социальная политика»  -  21 781 млн. рублей, или 21,9% от общей суммы расходов областного бюджета (рост по данному разделу к уровню 2011 года составил  1,9 млрд. рублей, или 9,4%), «Образование»  - 20 969 млн. рублей, удельный вес 21,1% (рост 3,4 млрд.рублей, или 19,4 %), «Здравоохранение» - 17 728 млн. рублей, удельный вес 17,8% (рост 3,4 млрд.рублей, или 23,9 %).

31,4% от общего объема расходов областного бюджета в 2012 году составят ассигнования, направляемые на оплату труда бюджетников. На эти цели будет направлено 31,2 млрд.рублей.

Значительные средства направляются на поддержку социально незащищенных слоев населения, семей, имеющих детей, и других категорий граждан. Всего в 2012 году на оказание мер социальной поддержки предусмотрено 15,8 млрд. рублей (15,9% от общего объема расходов).

В предстоящие три года планируется реализовать мероприятия в рамках 65 областных и ведомственных целевых программ с общим объемом финансирования 80,7 млрд. рублей.

Наибольший объем финансирования на 2012-2014 годы предусмотрен по целевым программам:  «Модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Самарской области до 2025 года» (22,9 млрд.рублей), «Стимулирование развития жилищного строительства в Самарской области на 2011-2015 годы» (6,4 млрд.рублей), «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2010-2018 годы» (6 млрд. рублей), «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Самарской области на 2009-2014 годы» (5,2 млрд.рублей).

Общий объем расходов капитального характера предусмотрен проектом областного бюджета на 2012 год на уровне 13 млрд.рублей, 88 % от этой суммы составляют инвестиционные расходы.

В 2012 году в связи с изменением федерального законодательства происходит значительное перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и областным бюджетом. Последний берёт на себя финансирование расходов на здравоохранение. На реализацию полномочий по организации оказания первичной медико-санитарной помощи муниципальным образованиям будут предоставлены субвенции. Общий объем субвенций на эти цели составит 3,2 млрд. рублей.

В представленном проекте закона параметры областного бюджета на плановый период 2013-2014 годов предусмотрены в следующем объеме:

Доходы

на 2013 год – 106,4 млрд.рублей;

на 2014 год – 119,8 млрд.рублей.

Расходы:

на 2013 год в размере 105,1 млрд.рублей;

на 2014 год – 114,9 млрд.рублей.

В плановом периоде бюджет области сформирован с профицитом:

на 2013 год в размере 1,3 млрд.рублей;

на 2014 год – 4,9 млрд.рублей.

Данный профицит сформирован в соответствии с методологией бюджетного учета, и обусловлен необходимостью погашения в 2013 - 2014 годах ранее привлеченных заимствований.

«Параметры областного бюджета соответствуют масштабу стоящих перед нами задач, - подвёл итог Губернатор Самарской области Владимир Артяков. - Это глубоко проработанный, сбалансированный документ, обеспечивающий достижение стратегических целей развития Самарской области как в экономике, так и в социальной сфере. Хотел бы подчеркнуть, что сильной стороной проекта областного бюджета является его очевидная социальная направленность».

Дополнительная информация для СМИ: 242 09 31 Изотова Татьяна, 332 24 81 Тиганова Наталья



http://www.adm.samara.ru

Статистика
Всего тендеров: 93 236
На сумму: 181 млрд. руб.
Участников: 51 177